Конец года в релизах русского хип-хопа выдался очень впечатляющим. Удивил вторым альбомом Баста, крепкую пластинку выпустила Триада, затем Москва отыгралась за годы молчания одурманивающим Центром, Каста поставила высочайшую планку в разделе DVD… И жирнейшую точку в этом списке ставит сольный альбом Фьюза, в ближайшие пару месяцев после которого выпускать какой-либо амбициозный релиз артисту любого ранга просто глупо. «Меломан» выиграет любое соревнование. Съест и не подавится.
О группе Krec мне довелось написать немало: и в журнале Invox, и в других печатных изданиях случалось, а особенно тут. И с каждым релизом, после «Вторжения», главным чувством было удивление – непрерывный рост, поиски чего-то нового, умелое творческое развитие находок и подчас по-настоящему эстетическое удовольствие. Предваряя вопросы, ведь диск появится в сети только глубокой ночью – всё осталось в силе и все будут удивлены.
Хотя именно это релиз ожидался с некоторым предубеждением – сольник Фьюза, по ожиданиям, мог быть не настолько убедительным, как работы целой группы или удивительный альбом Ассаи. Превосходные организаторские способности – да, пробивная сила – да, а вот как насчет целого часа практически без помощи? Да и засвеченный «Через весь город» нисколько не убеждал. Зато некоторые питерские граффити-райтеры со стажем до сих помнят его из девяностых как одного из самых интересных коллег, который, если бы продолжил это занятие, мог бы добиться больших успехов. Но самосовершенствование он направил в иную стезю и тут прыгнул выше головы. Это не скучно, это не пошло, это просто-напросто очень хорошо. Чтобы сразу закрыть тему «группа-сольник», можно сказать, что ни в одной песне с «Меломана» Ассаи не смотрелся бы на месте, совсем не его. То, что началось еще на «По реке» и достигло апогея здесь.
Рэп-альбомом «Меломана» можно назвать с тем же правом, что и последние альбомы Кэни Веста, Басты или Сола Вильямса. Формально – да, а по сути – гораздо больше, что подтверждает и публика на концертах этих людей, далеко не только хип-хоповая. Если играться в «рэп-гейм», то, возможно, это не порадует, но кажется, что любой адекватный артист стремится к этому. Но и свою первую публику Фьюз не забывает: «Раскаты грома», «Кухня-Пати», «В память о тех днях» отсылают к бэкграунду, наверняка это найдет теплый отклик в сердцах широкоштанных ребят.
Самобытный артист, Фьюз ищет и пробует. Например, явно видно, что последние года два его занимают пение, интонирование, может быть, даже актерское мастерство. Где-то и чаще всего на выходе получается интересно, например, чуть приправленный кавказскими пряностями припев в «Дороге», тематически оправданный. Не так убедительны английские строчки, зато когда он начинает демонстрировать, что навыки эмси тоже улучшаются, это впечатляет. Пулеметно, сочно, со слюнкой. И хоть Фьюз довольно часто играется голосом, жонглирует приемами, окраской, совершенно очевидно, что форма для него остается только формой – «важна не быстрота читки, а вложенный в песни смысл» («Все будет хорошо»).
Почти в любом альбоме отечественного хип-хопа есть неизбежный и немаленький процент «воды» - треки необязательные, не добавляющие ровным счетом ничего и даже раздражающие своей безыскусностью и повторением тем, хорошо развитых в хитах. «Меломан» «выжат» крепко, «воды» тут всего ничего: «Оставайся собой», «Кухня-Пати», «Imagination». Пожалуй, все.
Зато есть безупречные, трехсотпроцентные шлягеры, которые будут шептаться и автоматически прочитываться на каждом концерте через месяц-другой. «В ритме самба» - маленький шедевр, имеющий прямое отношение к итальянскому неореализму. Кинозарисовка, пропитанная настроением, как мякиш теплой белой булки в свежеотжатом оливковом масле. Почти так же и о том же – «Café People». Или «Фэмили» - «грусть на колесах», вечерний автохит. Песня уже не подростка, не парня, а без пяти минут мужчины. Стильное мурлыканье Maestro A-Sid прилагается. «Доброе утро, страна», необычайно «вкусная», пятью штрихами картина хорошего утра. И почти классическая «крековская» пьеса «Не от мира сего», которая будет сопровождением не одной зимней прогулки по питерским улицам. Вся палитра депрессий и тревог уместилась в три с половиной минуты. Немалую долю диска занимает тема любви, но это именно тот случай, что чувство меры Фьюза подводит на какие-то миллиметры – красиво, воздушно и жизненно одновременно, но из пяти хороших песен об этом чувстве получилась бы одна идеальная. Впрочем, недооценивать воздействия этих песен на дам не стоит, заиграют без сомнения.
Все слова об альбома Фьюза были бы недостаточны без поклона в сторону Марата, уже не битмейкера, но музыканта группы. За рубежом хип-хоп продюсеры тут и там помогают поп-исполнителям, а у нас на это, кажется, пока может сгодиться только он, только поп должен быть высокого полета, вроде «А-Студио». Изящные, разнообразные мелодии и великолепные сэмплы, на один из которых Кэни Вест мог бы положить свой глаз (в «Новом дне»). Объемные, пространные минуса, обилие струнных и духовых (пусть и несыгранных своим оркестром). Высший класс.
В названии одного из главных альбомов отечественного хип-хопа трое питерских парней утверждали, что волшебства нет. Есть. Есть, брачо, точно есть.
Руслан МУННИБАЕВ
Треклист:
01. Интро 02. Новый день 03. Без подоплёки 04. В ритме самба 05. Раскаты грома 06. Фэмили 07. Cafe People 08. Доброе утро страна 09. На посту feat. Maestro A-Sid 10. О Любви 11. Меломан 12. Дорога 13. Imagination 14. Все будет хорошо feat. Maestro A-Sid 15. Через весь город 16. Кухня-Пати 17. Не от мира сего 18. Улыбка принцессы 19. Оставайся собой 20. В память о тех днях 21. Дороги ведут 22. Аутро