В этом году по Интернету расползся список десяти самых дорогих в истории клипоматографа музыкальных видео. Не факт, что он окончательный и обжалованию не подлежит, но интерес как минимум представляет. Не исключено, что он так и останется своеобразным памятником расцвета шоу-бизнеса. Дело в том, что падение продаж, всем известная тенденция последних лет, может поставить крест на вероятности появления конкурирующих по этому показателю работ.
Когда-то, в далеком 1983-м году Майкл Джексон совершил переворот своим музыкальным минифильмом "Thriller". Он открыл настежь двери креативу в музыкальном видео. Ролик длился около 14 минут и наглядно демонстрировал, что можно ставить акценты именно на видео-составляющей. Заодно он поставил и первый рекорд в плане дороговизны, потратив на "Thriller" 80 000 долларов, что в современном эквиваленте равнялось бы 1 400 000.
Он же совершил очередной прорыв в начале 90-х, продолжая снимать огромное количество дорогостоящих клипов, привлекая к участию в них множество знаменитостей (Наоми Кэмпбелл, Эдди Мерфи, Майкл Джордан, Мэджик Джонсон, Крис Кросс и так далее). Не отказался он от опыта работы с режиссерами из большого кино, потихоньку размывая границы между этими практически не пересекавшимися вселенными. Если "Thriller" ему снял режиссер "Американского оборотня в Лондоне" Джон Лэндис, то клип "Who Is It" дело рук Дэвида Финчера (Семь, Бойцовский клуб).
Майкл не оставлял без внимания и новинки науки и техники, став первым, кто применил в клипе новомодную компьютерную технологию "морфинг" (видео на песню "Black or White"). До этого морфинг применялся только в кино, сделав кассу второму "Терминатору", обрушившемуся на экраны в том же 1991 году. Как не трудно догадаться, подобные новомодные фишки вносили немалую лепту в стоимость конечного продукта. Впрочем, и до сих пор это не самая дешевая забава. Однако, пока прервем перечисление достижений, связанных с его именем.
Претендентов на попадание в десятку самых дорогих клипов хватает. Поэтому составители ввели некоторые ограничения. Во-первых, артист не должен появляться в топе более одного раза (исключением являются случаи, если он был гостем). Во-вторых – все кадры должны быть сделаны исключительного для этого клипа. Таким образом видео сопутствующие какому-либо фильму отменяются, иначе Селин Дион со своим "My Heart Will Go On" всех бы заткнула за пояс за счет баснословно дорогих кадров из "Титаника".
10. "Girlfriend/Boyfriend" - Blackstreet (при участии Janet Jackson, а также Ja Rule и Eve)
Стоимость – свыше $1,500,000
Премьера 3 марта 1999
Режиссер – Joseph Kahn
Со времен "Black or White" компьютерные технологии стали повсеместным явлением. Анимация этого клипа полностью их заслуга. Из прочих затрат упоминаются:
Гардероб Джанет: $10,000
Гардероб Blackstreet: $25,000
Дорожные расходы на Janet: $50,000
Дорожные расходы на Blackstreet: $200,000
Стоимость 3- D анимации: $600,000
9. "November Rain" - Guns N' Roses
Стоимость – свыше $1,500,000
Премьера – 2 июня 1992
Режиссер – Andy Morahan
Это видео выделятся своей продолжительностью – более 9 минут. Сейчас такое в эфир, пожалуй, никто не поставит. В клипе экранизирована новелла Дела Джеймса "Без тебя" (Del James "Without You") и снимался он на собственные деньги группы. Таким образом артисты достигли полного контроля над результатом. Сколько взяла за участие в съемках модель Стефании Сеймур - не понятно (двумя годами раньше Джордж Майкл пригласил для съемок в клипе "Freedom" пять топ-моделей: Наоми Кэмпбелл, Линду Евангелисту, Кристи Тарлингтон, Татьяну Патиц и Синди Кроуфорд. Клип сразу попал в разряд сильно дорогих). Среди расходов:
Аренда симфонического оркестра: $25,000
Специально построенная церковь: $150,000
Свадебное платье: $8,000
Специальный гроб: $8,000
8. "Unpretty" – TLC
Стоимость – свыше $1,600,000
Премьера – 29 июля 1999
Режиссер – Paul Hunter
Вообще-то, видео "Waterfalls" было более технологично и инновационно (помните как их фигуры превратились в воду?). "Unpretty" взлетел в цене благодаря тому, что барышни заморачивались над каждой мельчайшей деталью и в результате перекрыли изначально планировавшуюся сумму вдвое. Но результат получился на заглядение. Кроме того, в клипе прозвучал актуальный в свете недавних событий призыв не усердствовать в изменении человеческого естества и отказаться от пластической хирургии. Девушки и сами следовали этому принципу, не пытаясь, как многие коллеги по шоу-бизнесу, нарастить себе недостаточно выдающиеся выпуклости при помощи силикона.
Парящие постаменты для занятий йогой: $60,000
Поле пурпурных цветов: $50,000
Лаптоп, демонстрирующий анимированное увеличение груди: $63,000
Парящий робот-камера: $35,000
Прически: $11,000
Грим: $25,000
Костюмы: $11,000
7. "She's a Bitch" Missy Elliot
Стоимость – свыше $2,000,000
Премьера – май 1999
Режиссер – Hype Williams
Весьма загадочный клип. Как будто там деньги прямо в землю под съемочной площадкой зарыли. Клип, конечно, хорош, но не столько же! У Мисси давний и плодотворный тандем с Хайпом, как раз к этому времени научившимся осваивать двухмиллионные бюджеты. Для артистки он создал немало незабываемых видео, которые вряд ли сильно уступали по стоимости этому.
Резиновый костюм Missy Elliot: $10,500
Светящаяся в темноте накидка: $3,500
Сцена в форме буквы M: $30,000
Серебристые костюмы: $12,000
Декорации: $850,000
Грим: $6,000
Спецэффект бурлящего неба: $20,000
6. "Miami" - Will Smith
Стоимость: свыше $2,000,000
Премьера – декабрь 1998
Режиссер – Wayne Isham
Более известный массовому зрителю как киноактер, Уилл своим стажем в хип-хопе может поспорить с любым из действующих рэпперов. Однако, пришедшись ко двору в Голливуде, он частенько одним выстрелом убивал сразу двух зайцев. Так было в трехмиллионном клипе "Wild Wild West" и сравнимом с ним по стоимости "Men In Black". Такие суммы он получал благодаря бюджетам этих фильмов. Ведь хороший видеоклип в тему только на пользу промо-кампании. Поэтому в обзор попал более дешевый "Miami". В нем также не обошлось без знакомого нам морфинга. Причем соответствующие сцены представлены обильно и равномерно распределены по всему клипу.
Аренда частного самолета: $15,000
Стоимость морфинга за одну сцену: $14,000 (всего таких сцен не меньше сорока)
Декорации Miami: $500,000
Модели (случайно не те, что ему привет из соседней тачки передали?): $10,000
Хореография (массовая и разнообразная): $200,000
5. "Larger Than Life" - Backstreet Boys
Стоимость: свыше $2,100,000
Премьера – сентябрь 1999
Режиссер – Joseph Kahn
Из всех бойз-бэндов этот оказался самым успешным. Правда, если рассматривать судьбу каждого отдельно взятого участника, то Джастин Тимберлейк, вышедший из конкурирующих N'Sync, сейчас забрался так высоко, что дальше только небо. Хотя минутку, действие этого клипа разворачивается в еще более несравнимых далях, и явно много лет тому вперед. Симбиоз Звездных войн с кибервселенной Волтрона обошелся ребятам в кругленькую сумму. Впрочем, в тот самый год они сделали 66 миллионов долларов – могли куражиться в свое удовольствие.
Модель криогенной камеры: $20,000
Парящие серфы в начале клипа: $90,000
3-D анимация моделей: $45,000
Костюмы роботов для участников группы: $56,000
Внешность космической станции: $70,000
Сцена танцев: $80,000
Перелеты команды к месту съемок: $150,000
Гонорар режиссера (ну наконец-то): $150,000 (съемки исчисляются в днях – эта сумма за четыре дня работы)
Все спецэффекты: $600,000
4. "What's It Gonna Be" Busta Rhymes (при участии Janet Jackson)
Стоимость: свыше $2,400,000
Премьера – март 1999
Режиссер – Hype Williams & Busta Rhymes
Здесь морферы оттянулись, как нигде. Действующий герой журчит и переливается на протяжении всего клипа. Да и не только он. Тут явно в компьютерную графику вбухали столько, чтобы поразить воображение зрителя заодно и ценой вопроса. Зато аналогов не имеется, если не брать в расчет большое кино – "Бездну" и опять-таки "Терминатор 2". Посчитаем в деталях.
Виртуальное помещение: $100,000
Морфинг, за одно превращение: $30,000 (а теперь вооружитесь карандашом, бумагой и садитесь считать, сколько их там всего наворотили)
Стеклянный костюм Басты: $40,000
Взрыв Басты и Джанет: $20,000
3. "Heartbreaker" - Mariah Carey (при участии Jay-Z)
Стоимость: свыше $2,500,000
Премьера – 16 августа 1999
Режиссер – Brett Ratner
Этот клип по загадочности растворения бюджета бьет все рекорды. Вроде бы подобные сценки про кинотеатры и подлых изменщиков вагонами в молодежных комедиях наблюдаются. Причем за такую сумму можно снять и полнометражку, если сэкономить на звездах. Изюм клипа в визуальном отсутствии Джиги и присутствии второй Мэрайи. С ней-то у ее светлой половины и происходит в помещении для припудривания носиков поединок в духе "Час пик". Это что же, они за комбинированные съемки столько отдали?
Аренда кинотеатра: $100,000
Аренда резиденции, показываемой на экране кинотеатра: $40,000
Прическа: $13,000
Собачка с дрессировщиком: $6,000
Постановщик поединка: $7,000
Мультипликация: $80,000
Гонорар Jerry O'Connell, исполнившего роль парня: $10,000
2. "Victory" - Puff Daddy (при участии Notorious B.I.G. и Busta Rhymes)
Стоимость: свыше $2,700,000
Премьера – март 1998
Режиссер – Marcus Nispel
Нынешний Пи Дидди на пике успеха своего детища Bad Boy. Тогда эпохальные видео с его участием сыпались как из рога изобилия. Через годика полтора рог истощился. Зато есть, что вспомнить и на что посмотреть. Тут наснимали, кажется, вообще все, что можно придумать. Вам тут и полеты с крыши, и вертолеты, и погоня, и взрывы. Просто героическая эпопея для чайников. В смысле "… за пять минут".
Построить самолет и взорвать его к чертовой матери: $55,000
Прочая обильная пиротехника: $100,000
Искусственный дождь: $10,000
Аренда вертолета: $21,000
Гонорары каскадеров: по $5,000 за каждый прыжок между зданиями
Охрана съемочной площадки: $10,000
И вот мы возвращаемся к тому с кого и начинали – Майкл Джэксон. Логично рядом с ним увидеть его звездную сестренку. Судя по этому топу, она четко понимает в каких гостях ей стоит бывать и с кем дружбу водить. Итак, первое место, как вы догадались занимает дуэт Michael Jackson & Janet Jackson "Scream"
Стоимость: свыше $7,000,000
Премьера – июнь 1995
Режиссер – Mark Romanek
Мы уже упомянули некоторые наиболее заметные видео Майкла. На то, чтобы удивить почтенную публику, денег он не жалел. "Black or White" - 1,2 миллиона, "Remember The Time" еще больше. Сколько он потратил на рекордный по продолжительности фильм-клип Ghosts (36 минут, 1997 год) остается только догадываться. У Мэрайи Керри антураж был заметно проще. Год выхода "Scream" можно взять за точку отсчета в истории шоу-бизнеса. Той его части, что касается крупнобюджетных клипов. За прошедшие 12 лет его никто не переплюнул и уже вряд ли сможет.
Все остальные представители топа отстрелялись до наступления 2K (бросаем еще один якорь). Когда-то бюджеты в два миллиона всплывали периодически. Сейчас, похоже, уже никто не замахивается даже на полтора. Индустриальным стандартом стал "бюджет в пол-миллиона". Именно этой меркой сейчас определяют крупнобюджетный клип. Все идет к тому, что и это красивое число не долго продержится. Однако, как Майкл умудрился пристроить столь значимую сумму? Складывается такое впечатление, что он попал в ситуацию, схожую в героем фильма "Миллионы Брюстера", когда ему нужно было во что бы то ни стало промотать огромную кучу денег и получить за это еще большую. Посмотрим.
Компьютерный космический корабль: $65,000
Разбитые гитары (тяжелое наследие группы The Who, наверное): $53,000
Морфинг предметов искусства: $50,000
Грим Майкла: $3,000
Грим Джэнет: $8,000 каждый день
Хореография: $40,000 (кто кому платил, интересно)
Огромный видеоэкран: $80,000
Освещение: $175,000
Средняя стоимость дня съемок: $636,000 (продолжительность примерно 11 дней)
Суммарная стоимость декораций и аренды площадки: $5,000,000
В голове не укладывается, как такой минималистичный по сравнению с тем же Паффом клип, влетел в такую копеечку. Рекорд ради рекорда? Между прочим, в процессе поиска нижней ценовой планки попалось утверждение некоего деятеля, что он на тамошних американских югах снял два клипа локальной группе за шесть тысяч. То есть дешевле макияжа на день у Джанет. Вообще, мнения людей, занимающихся там клипмейкерством в нижнем дивизионе, разнятся. Кто-то пытается вписать клип в 20 тысяч, кто-то в 12. Некоторые пробуют уложиться в десять. На таком уровне многое зависит от выбранной аппаратуры и стандарта съемки. Если вы замахиваетесь на 35-миллиметровую камеру, то ваш диапазон с затянутым поясом 30-100 тысяч. При этом, конечно, все участники команды будут работать за спасибо, хот-доги и проезд туда-обратно. В крайнем случае, вам оплатят бензин – это святое. Понятно, что в такие команды набирают студентов и совершенно незасвеченных дамочек. Автор дуплета за шесть тысяч утверждал, что в эту же сумму вошел и клуб со стриптизершами. Но тут всего лишь вопрос веры.
Член комиссии по видео лейбла Universal Music Jeff Panzer выглядит в силу своей должности человеком более серьезным. Он рассказал, что начинающим режиссерам лейбл дает только 15 тысяч и две недели срока. Дальше смотрят, как он выкрутится и вообще, чем удивит, ведь тут хрустяшки приходится заменять креативом.
Prodigy из Mobb Deep в одном из интервью разоткровенничался насчет бюджетов их видео: "Мы потратили на это дело миллионы. Видео с Nas "It's Mine" встало нам в миллион. В остальном нас постоянно бросает от полумиллиона до двенадцати тысяч – во столько нам обошлись съемки "Shook Ones". "Survival of the Fittest" – 50, был клип с Хайпом Вильямсом за лимон двести. С Young Buck для альбома "Blood Money" сняли за 250 тысяч. Для моего крайнего сольника с B.G. снялись где-то за 250-300. Только, если видео не крутят, сколько бы оно ни стоило – оно не зажжет. Последнее я могу таскать с собой как память, несмотря на вложенные в него три сотни. Можно на обычную камеру снять за тридцатку и взорвать этим нехило – так было с нашим "Mac 10 Handle". Он нам вообще ни во что не обошелся по сути".
В заключение самое время вспомнить, что и Хайп Вильямс до сих пор снимает не только клипы на миллион и выше. Он может изобразить и бюджетный вариант за 400 тысяч на фоне зеленого экрана. Кроме того, многие предпочитают вкладываться по минимуму, упирая на оригинальность и удачную судьбу своего творения на таких сервисах как youtube. Эффект может оказаться заметным, как показывает опыт Souljah Boy. Да что там… Даже Beyonce наснимала к последнему альбому несколько клипов "на ноль". И лишь одну вещь можно сказать почти наверняка - золотой век музыкального видео остался в прошлом. Может быть, новая волна принесет нам немало интересных и свежих работ, но ничего подобного большинству упомянутых в топе крупнобюджетных клипов, мы больше никогда не увидим. Понадеемся, что снять что-то вроде "Drop" от The Pharcyde все еще реально.